Mobirise

Статьи

Человек родился

Первая мысль, которая связана с будущим появлением человека передаётся с помощью фразы: «Жизнь зародилась!» А потом уже : «Человек родился!». Почему так взаимосвязаны эти понятия? Всегда ли одинаково положительно или отрицательно мы воспринимаем это известие?! Ответ неоднозначный.
Но Жизнь уже зародилась! И этой Жизни предстоит пройти все жизненные циклы. Как интересно…Жизнь ещё не имеет собственного имени…Мы ещё не знаем пол этой Жизни…Но проходит определённый период времени и мир встречает нового человека…И ему предстоит прожить собственную жизнь…
Так что же такое жизнь? У каждого готов собственный ответ: « жизнь – это мгновение, жизнь – это великий дар, жизнь – это путь человека от рождения до смерти, жизнь – это счастье и горе, жизнь –это….» Тысячи ответов..Словарь даёт такое определение : «Жизнь – это совокупность явлений, происходящих в организмах, это особая форма существования материи…» Трудно с этим определением спорить, но вряд ли каждый из нас владеет научными терминами и использует их в повседневной жизни. Я предлагаю нам с вами отталкиваться от того, что жизнь – это совокупность явлений и циклов развития. Именно поэтому наш общий треугольник под названием «Жизнь» мы представим следующим образом:
Рисуем тр-к :ребёнок-молодость - пенсионер
Всё очень просто: кому повезёт, тот пройдёт полный представленный выше цикл. Но жизнь человека подобна листику дерева: пришла весна – появилась почка, красивая, жизнеспособная…Зародилась жизнь – родители молоды, здоровы….все в ожидании здорового ребёнка…Подул сильный, холодный ветер. Почка не удержалась и сорвалась. Листик не появился. Мама нервничала в первые дни беременности, не испытывала поддержки, необходимых положительных эмоций – ребёнок не родился. Всё в природе должно быть в гармонии. И рождение ребёнка – это великий дар природы и великое благо для человека.
Ребёнок – это человек в период детства. Возрастные этапы определены законодательством и Конвенцией о правах ребёнка( от 0 до 18 лет).
Предмет нашего разговора – психическое здоровье , отклонения в котором приводит нас, взрослых, к проблемам. Вот давайте и поговорим об этом цикле жизни человека, как источнике блага или горя.
Родители чаще всего выстраивают отношения с детьми по образу и подобию, то есть поступают так, как поступали с ними их родители. Почему? Ответ прост: или нужно заниматься самообразованием, читать хотя бы популярные издания по детской психологии, чтобы понимать особенности собственного ребёнка, обучать его правилам общения в социуме, понимать, что нужно уважать взгляды ребёнка, предоставлять ему право на собственное мнение и так далее. Или , находясь рядом с ребёнком, относиться к нему как неразумной собственности, грубо общаться, мало контактировать, не разделять его убеждения , не понимать потребности. Именно в этом случае возникает конфликт поколений. Это драма, которую переживают, к сожалению, многие родители, обвиняя при этом детей и не понимая собственные промахи. Ребёнок – существо зависимое.
Он зависит от наследственности, биологических факторов, социальных и т.д. Именно поэтому очень важно позволить каждому ребёнку прожить этот жизненный цикл счастливо, чтобы не сформировались комплексы, которые обязательно «выстрелят» во взрослой жизни.
Ко второму жизненному циклу, к «Молодости» человек подходит или в состоянии согласия с миром, или разногласия. А этот период жизни охватывает ни много, ни мало 47 лет, потому что старость наступает только в 65! Что же такое молодость? И снова тысячи ответов: « Молодость – это самая счастливая пора…молодость – это время любви и надежд… молодость – это просто замечательное время…молодость – это время ответственности».
В молодости кажется, что всё успеешь и это делает её счастливой… Редко звучит мысль о том, что молодость – это время, когда нужно правильно определить приоритеты , когда нужно понять собственные возможности в достижении целей, что молодость – это собственно вся сознательная жизнь .. Как сделать так, чтобы не превратить молодость во время бездумного удовлетворения бесконечных потребностей? Как уберечь себя в молодости от поспешности, которой мы все грешим : в выборе профессии, партнёра, в отношениях с родными людьми?! Именно молодость – это поле…оно должно быть плодородным, дать возможность взойти посеянным семечкам…
А Старость мы встречаем с тем, что взрастили в молодости. Старость – это закономерно наступающий период жизненного цикла, это неизбежный биологический и , к сожалению , разрушительный процесс. Наступление старости каждый человек ощущает индивидуально: « Старость- это когда знаешь ответы на все вопросы, но никто тебя об этом не спрашивает…старость – это когда чувствуешь себя каждый день на два дня старше….старость – это ухудшение здоровья умственных способностей…старость - это ожидание смерти…старость – это морщины…» и т.д. Именно в это период мы выходим на пенсию, становимся пенсионерами. И два понятия «старость» и «пенсия» становятся синонимами. Размер пенсии у всех разный. Этим и определяется материальный уровень человека в старости.

Хочу напомнить вам чудесное стихотворение Андрея Дементьева «Быть стариками – не простая штука»:

Быть стариками — не простая штука.
Не все умеют стариками быть.
Дожить до старости — ещё не вся наука,
куда трудней достоинство хранить.
Не опуститься, не поддаться хвори,
Болячками другим не докучать,
Уметь остановиться в разговоре,
Поменьше наставлять и поучать.
Не требовать излишнего вниманья,
Обид, претензий к близким не копить
До старческого не дойти брюзжанья;
Совсем не просто стариками быть.
И не давить своим авторитетом,
И опытом не слишком донимать.
У молодых свои приоритеты
И это надо ясно понимать.
Пусть далеко не всё тебе по нраву,
Но не пытайся это изменить,
И ложному не поддавайся праву
Других уму и разуму учить.
Чтоб пеною не исходить при споре,
Не жаловаться и поменьше ныть,
Занудство пресекая априори;
Совсем не просто стариками быть.
И ни к чему подсчитывать морщины,
Пытаясь как-то время обмануть.
У жизни есть на всё свои причины,
И старость — это неизбежный путь.
А если одиночество случится,
Умей достойно это пережить.
Быть стариками трудно научиться,
Не все умеют стариками быть.

Пенсионер 21 – го века резко отличается от представителей пенсионного возраста прежних поколений. Пожилые люди, пенсионеры, имеют возможность занимать активную жизненную позицию, обучаться с помощью детей и внуков информационным технологиям, следить за научными открытиями в области биотехнологий, корректировать питание и т.д.
Меня смущает тот факт, что очень незначительная группа представителей пожилых людей, стариков стремятся к познанию такой области как психическое здоровье. А ведь именно к людям старшего возраста чаще вего обращаются за советом те, кто накопил на каждом жизненном отрезке проблемы, которые привели к долгой депрессии, закончившейся паническими атаками.
Напрашивается очень простой вывод.
Жизненный цикл у каждого человека свой. Это понятно. Кто – то не доживает до молодости, кто – то умирает в глубокой старости. Каждый отрезок, соединяющий углы нашего треугольника, наполнен бездной радостей и печалей, с которыми мы порой и не справляемся. Не справляемся потому, что не хватает знаний. Будем учиться вместе! 

 Жизнь задыхается без цели

Жизнь задыхается без цели.
Автор афоризма: Достоевский Ф. М.
Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам
Автор афоризма: Эйнштейн А.
Если нет своей цели в жизни, приходится работать на того, у кого она есть.
Автор афоризма: Энтони Роберт
Человек без цели подобен лодке среди океана без вёсел.
Автор в розыске
Бесцельность как качество личности – склонность жить пусто, бессмысленно, бесполезно, не имея определённой цели, направляющей мысли.
Султан кликнул к себе евнуха и приказал: — Доставь ко мне мою любимую жену. Евнух исправно выполнил приказ. Чуть позже привёл вторую. Третью, четвертую, двадцатую. Двадцать четвертую. Послали его уже за двадцать пятой. А он, бедняга, весь истощённый, черный, в мыле, еле дышит. И говорит султану: — О, мой господин! Объясни — как же так — я вожу к тебе твоих жен, уже вымотался весь, сама олицетворённая истощённость, а ты — как свежий огурец? А султан ему и отвечает: — Утомляет не любимая работа, а бесцельное шатание по коридорам.
Бесцельность – склонность ограничивать своё сознание временными целями. Олег Торсунов пишет, что по чистоте цели, которые выбирает человек, можно разделить на четыре категории: духовные, благостные, страстные и невежественные. Также они подразделяются по степени высоты и очерёдности их постановки. В этой связи следует выделить пять категорий целей:
1. Главные (высшая цель жизни и те цели, которые помогают к ней двигаться).
2. Жизненно важные.
3. Важные.
4. Второстепенные.
5. Временные.
Высшей целью человеческой жизни являяется умение жить вне влияния энергий страсти и невежества; достигнуть освобождения от материальных страданий; постигать свою духовную природу;
Жизненно важные цели – это цели, которые помогают в осуществлении главной цели жизни. Таковыми являются цели, развивающие личность, поддерживающие на высоком уровне психическое и физическое здоровье и помогающие правильно выполнять все свои обязанности.
Важные цели помогают осуществлению жизненно важных целей и главной цели человеческой жизни. Эти цели направлены на понимание своего положения в обществе, своих отношений с близкими людьми и сослуживцами, на постижение законов жизни социума и законов стабильной благочестивой жизни.
Второстепенные цели направлены на увеличение своего благосостояния, улучшение жилищных условий, улучшение своего положения в обществе, достижение богатства и процветания.
Временные цели – это ежедневные цели и задачи, которые помогают выполнению всех наших обязанностей. Они обычно неожиданно появляются и неожиданно исчезают. К таким целям относятся необходимость отдохнуть, сделать подарки, отдать долги, купить или продать машину и т.д.
Итак, бесцельность способна, в лучшем случае, ставить перед собой лишь временные цели, обычно направленные на удовлетворение физиологических потребностей. То есть, бесцельное существование чуть выше жизни в теле животного.
В древности мудрецы говорили, что жизнь человека начинается с вопроса: «Кто я?», «В чём смысл моей жизни?», «Зачем я живу?», «Куда иду?» До этого человек живёт просто как рафинированное животное, заботясь только о еде, сне, совокуплении и защите. Почти как в старом анекдоте. Пациент спрашивает: — Доктор, доктор, а я буду жить? Врач отвечает:- А смысл?!
Бесцельность лишает человека энергичности, энтузиазма, вдохновения. Рами Блект считает, что цели — основной источник энергии. Мы берём грубую энергию из пищи, но тонкую — из своего энтузиазма, а энтузиазм возникает благодаря существованию великих целей. Человек, который живёт, просто плывя по течению, бесцельно, не может быть счастлив, ибо для счастливой жизни нам необходимо, чтобы в ней был смысл. Так как основная потребность души — это необходимость в осмысленности жизни, а именно этим наделяют нас цели.
Хелен Келер, инвалид, слепая с детства, многого добилась в жизни. И на вопрос, как ей удается быть всегда такой счастливой вопреки её инвалидности, она отвечала: «У множества людей совершенно неверные представления о счастье. Его нельзя достичь путем удовлетворения своих желаний — необходима преданность настоящей цели». Этими словами она подтвердила древнюю мудрость: «Постоянное ощущение счастья заключается в непрекращающихся усилиях для достижения своих целей и неуклонном продвижении вперёд к цели жизни».
В нашей цивилизации принято считать, что основными условиями для счастья являются создание комфортных условий для тела. Но на самом деле нам нужно иметь то, что вызывало бы у нас энтузиазм. Необходимо иметь цель, ради которой стоило и хотелось бы подниматься по утрам. Кроме того — наличие цели способно сильно облегчить страдания. Пример тому — рожающая женщина, сильно желающая ребенка, может не заметить боли, сопутствующей родам. С другой стороны, человека, занятого бессмысленной деятельностью, будет раздражать любой пустяк. Цель жизни должна нас вдохновлять и быть великой.
Для того, чтобы цель жизни вдохновляла нас, она должна быть возвышенной, направленной на благо мира и несколько недостижимой. Её производными могут быть: избавление от эгоизма, спасение человечества и т.д. Можно конкретизировать задачи, например: найти средство от неизлечимой болезни, возродить культуру своего народа и т. п.
Потому что, если мы ставим перед собой конечную жизненную цель невысокой, то подвергаем свою жизнь большой опасности, ибо в момент достижения этой временной цели подсознание говорит: «Всё, ты достиг всего, чего хотел в этой жизни, тебе незачем жить», и человек впадает в тяжёлую депрессию, заболевает или даже умирает. И постановка новой временной цели, как правило, не спасает. Ведь подсознательные установки за несколько дней не меняются.
Например, человек даёт себе установку: главное в жизни — это защитить докторскую диссертацию, заработать миллион, удачно выйти замуж, дать детям хорошее образование и т.д., но, достигнув этого, человек натыкается на энергетическую стенку и теряет вкус к жизни. Яркий пример тому — люди, для которых достижения в карьере — главный смысл жизни, и, когда они теряют работу, то быстро угасают. «Истинно разумные и склонные к философии люди должны стремиться к достижению той цели, которую нельзя достичь в этой Вселенной, даже если обойти её всю».

У халифа багдадского было всё, о чем мог мечтать человек: власть, несметные сокровища, преданные подданные. Но, насладившись всем этим, халиф вдруг понял, что жизнь его бесцельна, он перестал понимать, в чем же смысл его пребывания в этом мире. Томительно тянулись однообразные дни. Советники пытались занять его делами государства, мудрецы и путешественники – рассказами о дальних странах и невероятных чудесах. Но все было бесполезно: взор халифа оставался рассеянным, а мысли мрачными. Жизнь наскучила ему, и он мучительно пытался найти выход.
Однажды некий путешественник рассказал халифу об одном пустыннике, которому было открыто сокровенное, который знал, в чем смысл жизни. И в первый раз за много лет глаза халифа загорелись, забилось учащенно сердце. Он тотчас предупредил придворных, что отправляется в далекий путь и что с собой он возьмет только старого верного слугу, служившего ему с самого детства.
Путь странников пролегал через Аравийскую пустыню, а она, как известно, жестоко наказывает тех, кто относится к ней без должного почтения. Без проводника путники быстро заблудились, а во время песчаной бури потеряли верблюда и большую часть своего багажа. Все, что у них осталось, – небольшой бурдюк, в котором было немного воды.
Страшная жара и жажда вскоре сделали свое дело – старый слуга потерял сознание и свалился без чувств. Страдал от немилосердно палившего солнца и халиф. Он посмотрел на бурдюк, в котором была драгоценная влага. Сейчас он откроет его, освежит губы, вольет в себя вожделенный глоток. А затем, может быть, так же свалится на песок, как и его слуга. Но тут он посмотрел на слугу. Этот человек, который безропотно отправился с ним в далекий путь, умирает здесь, в далекой пустыне, умирает, исполняя долг перед своим господином. И неужели этот человек в последние минуты своей жизни не заслужил благодарности от него? Халиф осознал, что долгие годы этот слуга был просто необходимой вещью, которой никогда не суждено услышать доброго слова.
Халиф взял мешок и влил остатки воды в раскрытые губы слуги. Вскоре тот перестал метаться и заснул спокойным сном. На его лице появилось умиротворение, и халиф, глядя на него, испытал невероятную радость, мгновения счастья, которые он никогда до этого не испытывал. А затем произошло чудо – пошел дождь, что происходит в Аравийской пустыне раз в несколько лет. Слуга очнулся, и путники наполнили бурдюк водой до краев. – Мой господин, – сказал старик, – прости меня за мою слабость. Теперь мы можем продолжить наш путь.
– Нет, – покачал головой халиф, – мне уже не нужна встреча с мудрецом, не нужны его откровения. Всевышний уже открыл мне цель жизни.
Бесцельность – качество личности 80% людей. Ограничивая свой ум удовлетворением физиологических потребностей, они к концу жизни полностью в ней разочаровываются. Пьер Буаст писал: «Если у человека нет цели, то жизнь его есть не что иное, как продолжительная смерть». Словом, бесцельность приводит к отсутствию жизненного тонуса, вялости тела, депрессии ума и разочарованию. 

Что такое агрессия  ?

Агрессивное поведение — это реакция человека на ситуации, которые являются неблагоприятными для него в физическом или психологическом плане.
Агрессия делится на несколько видов.
• Физическая. Использование силы, направленное против другого лица.
• Вербальная. К этому виду относится крик, нецензурные выражения, угрозы, проклятья в адрес жертвы
• Прямая. Направлена непосредственно на другое лицо.
• Косвенная. Скрытое действие, направленное против объекта (слухи, сплетни)
• Враждебная. Преследует цель причинить вред другому лицу.
• Инструментальная. Направлена на достижение личной цели.
• Альтруистическая. Агрессивные действия, направленные на защиту другого человека.
• Аутоагрессия. Действия, направленные на причинение физического или психологического вреда самому себе

Агрессия проявляется у каждого человека, но имеет свои особенности. Ее продолжительность и направленность зависит от целого ряда причин. На ее развитие влияют социальные, психологические и физиологические факторы. Агрессивное состояние является следствием недовольства другими людьми, уровнем жизни, окружающей действительностью.
Специалисты выделяют несколько причин появления агрессии:
• психологические травмы (чаще перенесенные в детском возрасте);
• проблемы на работе и в личной жизни;
• индивидуальные особенности;
• влияние окружающих;
• накопившаяся усталость;
• злоупотребление алкогольными напитками или наркотическими препаратами;
• систематическое употребление антидепрессантов.
Мотивы
Агрессивное поведение преследует следующие цели:
• доминирование;
• усиление власти;
• принуждение;
• получение удовольствия от причинения боли жертве;
• психологическая разрядка;
• месть;
• достижение цели;
• самоутверждение и самореализация.
К основным способам и методам борьбы с агрессией высокого уровня относятся:
• аутогенная тренировка;
• релаксация и психорегуляция;
• тренинги самопознания и саморазвития;
• психоанализ.


Коррекция агрессии

Для того, чтобы избежать агрессии в своей жизни, требуется знать методы профилактики и понимать, как справляться с этим состоянием. Чтобы повлиять на близкого человека, проявляющего агрессию, можно использовать систему наказания и поощрения.
Ряд особенностей этой системы:
• Нужно придерживаться баланса между наказанием и поощрением. В противном случае метод будет неэффективен.
• Наказание должно быть достаточно неприятным и строгим.
• Воздействовать необходимо непосредственно после проявления агрессии.
• Виновник должен понимать, какие действия приводят к наказанию.
                               
                                 Как справиться с собственной агрессией 
• Использование системы наказания и поощрения. В этом случае человек будет одновременно исполнять две роли — воспитатель и ученик.
• Создание позитивного настроя. Во время вспышек агрессии рекомендуется вспоминать что-то приятное, вызывающее улыбку. Это поможет не потерять контроль над своим состоянием и выйти из сложившийся ситуации в нормальном состоянии.
• Релаксация Если человек чувствует усталость и понимает, что это станет причиной вспышки агрессии, то стоит найти время и дать себе немного отдохнуть, перевести дух. Можно просто закрыть глаза, расслабиться и посчитать до десяти. 
• Избавление от негативных воспоминаний. Необходимо по возможности избавиться навсегда от вещей и предметов, которые вызывают негативные эмоции и приступы гнева и злости. Если человек не способен вычеркнуть их из своей жизни, то стоит просто заставить себя не обращать на них никакого внимания. 

Семья - уникальное объединение людей

Семья – уникальное объединение людей. Живут на планете два человека, живут в разных социальных мирах, имеют собственные взгляды на жизненные события и явления, стремятся к каким –то целям…И вдруг…Появляется человек, который начинает занимать очень важное место в жизни…Так приходит любовь, которая и объединяет совершенно чужих людей в одно целое. Но встретить человека, влюбиться и соединиться в одно целое – это начало пути. А вот пройти весь путь рука об руку, разделяя радость и горе – это задача посложнее.
На что чаще всего жалуются пары, обращаясь за помощью к психотерапевту? На отсутствие внимания. Да, именно так. Совместная жизнь состоит из будней и праздников, радостей и проблем. И в каждой конкретной ситуации мы ждём от своей «половинки» какого –то особого отношения. Это нормальное явление. Тем не менее у некоторых личностей возникает проблема такого плана : « Я что должен (должна ) менять своё поведение в зависимости от ситуации?! Это невозможно!» Такие рассуждения и приводят к конфликтам, а порой и к разводам.
Попробуем вместе разобраться в этой проблеме. Большая часть нашей жизни – это будни. Работа, домашние обязанности, помощь родителям, занятия с детьми…Чёткое выполнение ежедневных и оговорённых обязанностей – это будничное внимание. Будни…А где же в этой повседневности найти время на проявление внимания к близкому человеку?!
Кто – то со мной подискутирует: помощь, забота – это же тоже внимание…Да, я и не спорю. Но отношения мужчины и женщины – особая область отношений, требующая и специального внимания. Повседневная жизнь не должна влиять на его проявление. Невнимание может доставлять горькие минуты. Человек, склонный к анализу всего происходящего, особенно страдает. Невнимание не означает , что ваша половинка – плохой человек. Он такой по двум причинам: или в его семье не принято было проявлять знаки внимания и он просто не понимает ваших обид, или он забывчивый от природы.
Что делать? В каждой семье должен быть свой календарик с красными датами. Красная дата – это не только дата , связанная с важными событиями в вашей совместной жизни. Это могут быть даты, обозначающие ваши желания: день поцелуев, день смеха, день обнимашек, день цветов, романтические встречи, походы в кино, всё что угодно….Проявления внимания многогранны . И нужно помнить о том, что всё подвластно человеку.
Семейная жизнь – не бесконечное продолжение медового месяца. Это нужно понимать и готовить себя к новым отношениям. Можно ли сохранить романтику на протяжении длительного периода? Да. Способствует этому совместная организация праздников. Очень часто можно услышать фразу: « Скоро праздник….Посмотрим, что мой любимый (ая) придумает….Чем порадует?» Вот такой односторонний настрой и разрушает теплоту отношений, нарушает гармонию, иногда даже приносит страдания. Праздник – это событие семьи. И внимание в праздники имеет особую форму.
Что делать? Планируйте проведение праздника. Проговорите, чего ждёт от вас вторая сторона, чтобы сбывались мечты. Оставьте место для приятного сюрпиза…
Умение быть по – особенному внимательным в праздничные дни позволяет сохранить ту искорку в отношениях, которая вас когда – то соединила.
Мы живём в 21 веке, очень интересном, насыщенном событиями и возможностями, которые заставляют нас интенсивно двигаться вперед. Всё вперёд и вперёд…Кто –то спокойно выдерживает этот темп жизни, а кому –то он доставляет массу проблем. В семье любая проблема сказывается на всех её членах . Именно поэтому в проблемный период особенно важно проявление внимания. Если придерживаться позиции: кто проблему создал, тот её и решает,- она обязательно приведёт к обидам и разногласиям. Однако проблемы учат нас менять отношения, чтобы не достигать пика обид. Внимание к половинке в проблемный период нужно обновить, перевести на новый уровень.
Что делать? Проявите максимум внимания к душевному состоянию, помогите установить баланс в отношении к проблеме. Вместе определите задачи по её преодолению п и пути их решения. Проявите максимум терпения и уважения. Если на этот период выпадает красный день вашего семейного календаря, не отказывайтесь от праздника. Его организация отвлечёт от проблемы, а сам праздник будет свидетельствовать о том, что в семье царят любовь и верность, взаимопонимание.
И несколько слов в завершение. Выстраивая отношения друг с другом, вы невольно вовлекаете в этот процесс собственных детей. Пусть они у вас учатся быть внимательными, добрыми, милосердными. 

Отцы и дети

Как только звучит фраза «Отцы и дети», возникает ассоциация с героями литературных произведений, которые мы изучали в школе. Если кто-то из близких пытается поделиться своими проблемами в отношениях с детьми или родителями, мы глубокомысленно произносим : «Это вечная проблема….Не ты первый…»И совет дать трудно, и помочь хочется. В этом случае редко кто может грамотно разобраться в ситуации. Гораздо проще занять позицию одной из сторон : прав тот, кто ближе вам, кого захотелось поддержать…Правильно ли мы поступаем? Давайте попробуем немного разобраться в проблеме с научной точки зрения, не употребляя выражение «мне кажется»…
В проблеме «отношения отцов и детей» ключевым является слово «отношения». Откроем вместе словари и посмотрим его основные значения:
Отношения – это:
• частное от деления одной величины на другую…
• взаимная связь разных предметов…
• отношения между лицами, не состоящими в подчинении одно другому …
• ( в деловом словаре) касательство, подход, позиция, обращение, пропорция…
• благодушие, мироощущения, признание, оценка, позиция, суверенитет….

Вы понимаете, что обращение к толкованиям этого слова неслучайно. В них есть всё, что нужно для осознания нами сущности отношений и серьёзности этой проблемы. Отношения «дети –родители» –это частное от деления…..Когда мы, взрослея, пытаемся «оторваться» от родителей, сводим до минимума общение, мы совершаем ошибку , которую рано или поздно, как всякую ошибку, нужно будет исправлять. Мы отделяемся от людей, благодаря которым появились на свет…Если мы это делаем, это означает, что баланс в отношениях нарушен. Причём, в отношениях людей, не состоящих в подчинении друг другу…Безусловно, корень проблем в том, что в такой семье не были установлены правила поведения, правила общения родителей с детьми и наоборот.
Если ваши дети повзрослели и вы хотите, чтобы взаимное общение было приятным и разумным, постарайтесь определить и сформулировать те правила , которые будут выполнять неукоснительно обе стороны. В этот «Кодекс отношений» должны быть включены следующие моменты ( порядок не имеет значения, вы сами решите, в какой последовательности они должны звучать…): уважение к позициям, взглядам сторон на одну и ту же проблему, ненавязывание собственных решений, отсутствие авторитарных формулировок и рекомендаций, уважительное проговаривание предконфликтных ситуаций с обязательным принятием решений, устраивающих обе стороны ( возвращаемся к значениям слова : благодушие, признание, суверенитет…).
Очень много конфликтов возникает при появлении представителей третьего поколения…Чрезвычайно важным является вопрос участия старшего поколения в воспитании внуков. Всем известно, что многие бабушки и дедушки , продолжая чувствовать себя родителями, стараются своей любовью «накрыть» внуков, как тёплым одеялом. Родители могут не соглашаться с формами и методами «бабушкиного» воспитания, но ни в коем случае не обижать претенциозными высказываниями и замечаниями. Составьте «Билль о правах Бабушки» и живите в любви и согласии.
Главное правило психологии гласит: « Мы никому ничего не должны». И всё –таки , в любом правиле есть исключение. И касается оно прежде всего отношений с родителями. Да, мы дети должны….родителям! Да, нет меры, чтобы эти долги просчитать…Помните, в школе мы читали, как А.М.Горький писал о роли книг в своей жизни: «Всем хорошим в себе я обязан книгам…»А мне часто хочется изменить эту фразу так : «Всем хорошим в себе я обязан родителям….» Долг – понятие относительное. Каждый человек самостоятельно определяет размер долга….А чего ждут от нас родители, вступая в пенсионный и старческий период?! Прежде всего , почёта и уважения к возрасту, прощения «старческих» капризов, помощи, моральной, а иногда и материальной.
Наука классифицирует три типа отношений между взрослыми детьми и пожилыми родителями:
• дети делают всё возможное для пожилых родителей; родители ценят такие отношения и выражают чувство благодарности;
• дети делают всё возможное, но родители считают, что делается недостаточно, высказывают претензии, обижаются и идут на конфликт;
• дети просто забывают о своих родителях, считая их виноватыми во всех своих несчастьях и неудачах. Какие отношения у вас с родителями? Ведь многие из них никогда ни о чём не попросят, постесняются побеспокоить, так как привыкли к тому, что им надо заботиться о детях, а не наоборот.
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не чтят своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк…» Вы думаете, что это высказывание нашего современника?! Нет! Эту запись учёные нашли в одной из гробниц фараона…
Вот и делайте вывод!  

Испытание болезнью

Живёт на свете человек. Радуется жизни. Всё складывается так, как хотелось: живы и здоровы родители, в собственной семье царят любовь и гармония, успешно складывается карьера, радуют дети. Солнце светит!
Но в один прекрасный день этот счастливчик просыпается с неясным ощущением тревоги. Организм сигналит о том, что произошли какие-то изменения во внутреннем состоянии. Резкой боли нет, а внутри какая-то «заноза». Обратиться к врачу – некогда , да и объяснить состояние трудно. Пугать жену, родителей своим не ярко выраженным плохим самочувствием – не хочется.
И начинается у нашего героя новая жизнь: состояние ухудшается, неизвестность гложет, появляется страх: страх потери работы, страх, что нет сил ходить с друзьями и детьми в спортивный зал, страх, что жена заметит изменения в поведении. И самый главный страх , что развивается какая-то серьёзная болезнь, которая может привести к гибели.
Единственная возможность себя поддержать и порадовать - это съесть что-то вкусненькое. Особенно это хорошо сделать перед сном, чтобы в «хорошем» настроении войти в спальню.
Вот так , друзья, выглядит наш треугольник под общим названием «БОЛЕЗНЬ». А сейчас попробуем разобраться с каждым из его углов.
Болезнь и страхи.
Как легко справляться с болью в детстве. Подойдёт мама или бабушка, пожалеет, обмоет ранку, подует, чтобы не обжигала «зелёнка» и сразу становится легко. Заболит горлышко – мама напоит горячим молочком с мёдом, укутает шейку тёплым шарфиком и болезнь отступает.
С болезнью во взрослом возрасте бороться сложнее. Прежде всего потому, что нужно уметь брать ответственность за состояние собственного здоровья на себя. Нужно понимать , что любые сигналы, которые посылает нам организм, заслуживают внимания.
Болезнь - это реакция организма на действие какого-то раздражителя, появившегося вследствие расстройства его взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения могут быть различными:
*нарушаются функции различных органов;
*резко снижается приспосабливаемость организма, причём
в привычных условиях жизнедеятельности;
*снижается работоспособность, уменьшается уровень заинтересованности в социальной деятельности и т.д. Интересным является тот факт, что чаще всего человек все свои усилия тратит не на устранение проблем, связанных с развитием болезни, а на мысли о последствиях, исходе болезни. Именно в этот момент возникает естественная реакция организма. Реакция эта называется страхом.
В основе такого страха – инстинкт самосохранения.
При появлении опасности появляется страх, заставляющий человека быстро принять решение, которое позволит сохранить ему жизнь. Это «хороший» страх, который не мешает нам жить и оберегает от совершения глупостей.
Так, страх голода заставляет человека добывать пропитание. Человек понимает, что без еды он умрёт. Страх смерти от голода заставляет его регулярно питаться.
При низкой температуре человек может обморозиться и умереть. Страх заставляет нас тепло одеваться, защищать себя от неприятностей. Наоборот, при высокой температуре нам грозит ожог и тепловой удар. Мы пользуемся солнцезащитным кремом и головным убором, чтобы избежать проблем.
Когда начинаются вооружённые конфликты, люди берут бесстрашно в руки оружие, чтобы защитить собственную жизнь и жизнь близких людей. Таким образом, мы видим, что страх может быть движущей силой и играть положительную роль.
Но когда мы заболеваем, страх становится часто разрушительной силой. Объяснить это состояние себе или близким достаточно сложно. Находясь в состоянии психологической самоизоляции, мы доводим себя до полного эмоционального истощения.
Сила страха, связанного с заболеванием, индивидуальна. Всё зависит от внутреннего мира человека, его интересов, силы чувств к близким, меры ответственности в сфере профессиональных интересов. И в зависимости от причин возникшего страха меняется поведение человека.

                                             СТРАХИ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
До проявления первых признаков страха перед происходящими в организме изменениями может пройти достаточно длительный период. И сама структура проявления страха различна:
*воображаемый страх того, с чем человеку не приходилось сталкиваться ранее. Таким страхам подвержены люди эмоциональные, обладающие образным мышлением. Рисуя себе «возможные» проблемы из-за болезненного состояния, представители такого типа людей замыкаются, находятся без видимых внешних причин в постоянном возбуждённом состоянии, чем вызывают тревогу у близких людей;
*реальный страх, сопровождаемый сильным сердцебиением,
чувством непроходящей тревоги, периодическими приступами паники, желанием уединиться или до минимума свести общение. Этот тип страха заставляет человека принимать решения. Самое правильное – это поделиться с близким человеком возникшими проблемами и обратиться к врачу за специализированной помощью.
*Правильное решение – это первый и ответственный шаг. Но в этот момент человек тоже продолжает испытывать страх: к какому врачу обратиться, сможет ли врач оказать действенную помощь, как избежать огласки обращения за помощью( к сожалению, большинство боится именно этой ситуации и непозволительно долго откладывает обращение к специалисту). Поведение резко меняется, раздражительность берёт верх над другими эмоциями. Перемена в поведении очень заметна окружающим.
Очень важно осознать, что наше поведение зависит от многих факторов, в том числе и от испытываемых страхов. Страх – это сигнал об изменениях в организме, это подсказка, а не руководство к необдуманному поведению.

                                                           СТРАХ И ПИТАНИЕ.
Говоря об изменениях в поведении человека , испытывающего страх, я умышленно не стал говорить об изменениях в организации питания. Это очень важный момент, на котором хочу остановиться отдельно.
Принятие пищи – важная часть жизни человека. На протяжении веков культура приготовления и потребления пищи менялась. Это естественно. Современный человек, имея в большей или меньшей степени доступ к информации о правильности, с точки зрения медицины, питании стремится придерживаться этих рекомендаций. Говорить о том, что качество пищи и рациональное её употребление влияет на наше самочувствие и настроение, мы не будем. Поговорим о том, как изменяется наше отношение к пище в состоянии стресса.
• Определённая категория людей перестаёт своевременно принимать пищу. Всем известно выражение : «Кусок в горло не лезет»! Это плохо. Но инстинкт самосохранения способствует тому, что необходимое для поддержания жизненных процессов количество пищи организм всё-таки получает.
• Большинство предпочитает другой путь. Путь «заедания» проблем, что является для организма дополнительным источником стресса. Потребность в дополнительном количестве гармонов счастья становится навязчивой идеей: хочу сладкого, хочу кофе, хочу колбасы, хочу бутербродик, просто хочу чего – нибудь….Удовлетворение «хочу» приносит временное облегчение, постепенно превращаясь в привычку. К сожалению, в организме начинают происходить процессы, нарушающие деятельность многих органов и усиливающие чувство тревоги.
Любая болезнь – это испытание для человека, поэтому к здоровью нужно относиться с вниманием и благодарностью. А если пришло испытание болезнью, не нужно пытаться самостоятельно с ней справляться, подвергать себя испытанием ненужных страхов и связанными с ними последствиями.